Эссе «Моя педагогическая философия»
«Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».
К. Гельвеций.
Довольно трудно найти человека, который не ходил в детский сад. У большинства людей воспоминания об этой славной поре вызывают тёплые и нежные чувства.
Детский сад – это первые друзья и прогулки, это манная каша и запеканка, это первые радости и разочарования, и, конечно же, это заботливые воспитатели. Ведь воспитатель – первый человек (после родителей), с которым ребенок проводит большую часть своего дня.
Профессия воспитатель зародилась в Древней Греции, в те времена за воспитанием ребёнка следил специальный раб – «детоводитель», который занимался только малышом, всюду сопровождал его, отсюда и пошло название. В остальное время «детоводитель» следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и формировал отношение к жизни, развивал способности, поступки ребёнка и его поведение в целом.
А каким же должен быть современный воспитатель, какова его функция в современном мире?
Современное образование нуждается в новом типе педагога: он также, оберегает ребенка от опасностей и создает условия для его развития, при этом сочетает накопленный опыт с повседневным самообразованием, с повышением педагогической эрудиции, с овладением новыми знаниями, он творчески думающий, владеющий современными технологиями, приемами психолого-педагогической диагностики, умением прогнозировать свой конечный результат.
Мой личный опыт не велик, но, работая рядом с опытными коллегами, я развиваю свое педагогическое мастерство.
Ко мне в группу приходят дети совсем малышками, нужно создать все необходимые условия для легкой адаптации. Важные аспекты здесь – мой эмоциональный настрой, установление контакта с родителями, создание среды, отвечающей потребностям ребенка в сложный для него период.
Детские «почему» и «зачем» заставляют постоянно совершенствоваться – учиться, идти в ногу со временем. Высокий уровень компетентности – не только обладание научными знаниями, но и умение донести их до ребенка. Мои ответы на вопросы должны быть честными и аргументированными. Стараюсь ориентироваться в многообразии подходов к развитию детей, в работе использую информационно-коммуникационные технологии, для формирования у детей способности к исследовательскому типу мышления – технологии исследовательской деятельности, для обогащения социально-личностного опыта воспитанников – технологии проектной деятельности, для сохранения здоровья дошкольников и формирования у них необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни – здоровьесберегающие технологии. Самым же главным, в своей работе, считаю уважение к воспитанникам, умение быть их партнером, верить в творческие силы каждого ребенка и мои помощники здесь личностно-ориентированные технологии. Любовь к детям – одно из необходимых и естественных условий воспитания. Разумная любовь, не «сюсюканье», не «заласкивание» и удовлетворение капризов, а подлинная забота об общем развитии ребенка, доброжелательное общение, внимательное отношение к запросам, тактичная настойчивость.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух составляющих – семьи и детского сада.
Для того, чтобы выстроить доверительные отношения с родителями, необходимо заручиться уважением, расположить к себе, стать авторитетным педагогом в их глазах. Завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей и родителей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности.
Часто всплывает в памяти цитата из произведения Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» – «все мы родом из детства» и то, каким вырастет маленький человек, какие ценности он вынесет из этого периода, зависит и от меня – педагога детского сада.
Почему я стала воспитателем? Почему не попыталась поменять эту профессию на любую другую, менее ответственную?
В детский сад я пришла работать на должность повара, затем в качестве завхоза и кладовщика. И только по истечении 2 лет работы в детском саду я поняла, что хочу и могу работать с детьми. Сейчас я студентка 4 курса педагогического факультета отделения дошкольной педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского.
Сложно ли? Отвечу, что да! Сложно, но и интересно! Это мой путь, мой сознательный выбор. Я порой даже думаю: "А может, это не я выбирала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?"